Минэкономразвития РФ опубликовало проект Соглашения о трансграничном банкротстве, которое предполагается заключить между странами – участницами СНГ (проектом Соглашения поделился в своем ТГ-канале председатель Банкротного Клуба, доцент Российской школы частного права Олег Зайцев). Документ направлен на обеспечение надежной правовой защиты должников, кредиторов и иных лиц, затрагиваемых банкротством, на территориях всех договаривающихся государств.
Согласно проекту, Соглашение будет определять компетенцию судов стран СНГ по делам о трансграничном банкротстве, право, применимое к отношениям, связанным с такими банкротствами, порядок и основания признания процедур банкротства и судебных актов, принятых в рамках этих процедур, а также иные вопросы трансграничного банкротства.
Предполагается, что Соглашение будет применяться к должникам, центр основных интересов которых находится на территории одной из стран СНГ, независимо от их гражданства или места регистрации. Действие документа распространится как на физических, так и на юридических лиц. При этом из-под его регулирования исключаются кредитные, страховые и иные финансовые организации, публично-правовые образования и организации оборонно-промышленного комплекса.
В проекте Соглашения закрепляются понятия основного и неосновного производства по делу о банкротстве. Первое вводится и осуществляется в государстве, где расположен центр основных интересов должника, и распространяется на все его имущество и всех кредиторов вне зависимости от страны их нахождения. Второе может быть открыто в государстве, где должник имеет постоянное представительство или имущество, но не центр основных интересов. Правовые последствия такой процедуры ограничиваются имуществом должника, находящимся на территории этого государства или тесно с ним связанным.
Документ также предусматривает, что центром основных интересов физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по общему правилу признается место его жительства, а центром основных интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя — место их регистрации. В исключительных случаях суд может отступить от этого правила, приняв во внимание ряд обстоятельств, указывающих на наличие существенной связи деятельности должника с территорией другого государства.
К процедуре банкротства и ее последствиям, согласно проекту, должно применяться право государства, где она введена. Этим же правом определяется широкий круг вопросов, связанных с проведением процедуры, включая условия ее введения и прекращения, права и обязанности ее участников, порядок предъявления и удовлетворения требований кредиторов. Вместе с тем правовые последствия банкротства для трудовых отношений регулируются правом страны, применимым к этим отношениям, а для прав на недвижимость или иное регистрируемое имущество — правом государства, где ведется соответствующий реестр.
Проект предусматривает обязательное признание основного производства, введенного в одной из стран СНГ, на территориях других договаривающихся государств. Заявление о признании может быть подано администратором иностранного производства, должником или кредитором. К нему должны прилагаться документы, подтверждающие введение процедуры банкротства, назначение ее администратора, вступление соответствующего судебного акта в законную силу и надлежащее извещение должника.
Признание иностранного основного производства влечет распространение его правовых последствий на территорию государства, где оно признано. Администратор иностранной процедуры получает возможность осуществлять в этом государстве все полномочия, которыми он наделен по праву страны ее введения. Если до этого в государстве признания было открыто неосновное производство в отношении должника, оно подлежит прекращению.
Вместе с тем проект допускает возможность введения в стране признания вторичного производства — неосновной процедуры банкротства, осуществляемой параллельно с иностранным основным производством. Такая процедура проводится по правилам законодательства государства признания, но при этом должна учитывать ход и результаты иностранного производства.
Кроме того, документ предусматривает признание и приведение в исполнение на территории стран СНГ иных судебных актов, принятых в рамках иностранной процедуры банкротства. Заявление об этом также может быть подано администратором такой процедуры, должником или кредитором. Проект закрепляет перечень оснований, по которым в признании иностранного судебного акта должно быть отказано, в том числе в случае его противоречия публичному порядку государства признания.
Наконец, Соглашение предоставляет возможность администраторам параллельных производств, введенных в отношении должника в разных странах СНГ, заключать между собой соглашения о сотрудничестве. Такие соглашения подлежат утверждению судами, контролирующими соответствующие процедуры банкротства, и могут предусматривать, в частности, обмен информацией и координацию действий по реализации имущества должника.
После подписания Соглашение подлежит ратификации странами — участницами. Оно вступит в силу на 30-й день с даты сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Каждая из сторон вправе выйти из Соглашения, направив письменное уведомление об этом за 12 месяцев. Действие документа распространяется и на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
Почему это важно
Текущий текст Соглашения нуждается в доработке в двух основных аспектах, отметил Павел Новиков, партнер, руководитель практики разрешения споров и банкротства Юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и Партнеры».
По его словам, необходимо:
уточнить соотношение использованных пар терминов: «основное» и «иностранное» производство, а равно «неосновное» и «вторичное» производство. В разных статьях Соглашения эти термины, хотя по смыслу и означают одно и то же, подменяют друг друга без очевидной цели. Это замечание отнюдь не формальное. Например, в п. 8 ч. 9 ст. 6 Соглашения указано, что администратор вторичного производства обязан сотрудничать с администраторами «иностранного» производства. Если читать эту норму буквально, то каждый администратор каждого вторичного производства обязан сотрудничать со всеми другими администраторами всех производств. Но, вместе с тем, ст. 7 Соглашения сотрудничество между администраторами неосновных производств называет правом, а не обязанностью, а значит, действительный смысл п. 8 ч. 9 ст. 6 Соглашения охватывает только обязательное сотрудничество администратора неосновного производства с администратором основного. Во избежание путаницы предлагается во всех нормах Соглашения остановиться на терминах «основное» и «неосновное» производства как наиболее удобных для употребления;
проработать механизм информирования участников основного производства о событиях, происходящих в неосновных производствах.
Пока что из текста Соглашения усматривается только обязанность администратора основного производства публиковать сообщения о своих действиях в неосновных производствах в иностранных государствах, но не в государстве основного производства (п. 4 ст. 6 Соглашения). При этом, если само Соглашение исходит из того, что основное производство осуществляется в отношении всего имущества должника, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось (абз. 2 ч. 1 ст. 4 Соглашения), то надлежащее информирование кредиторов в основном производстве о ходе неосновных производств крайне важно.
По мнению Марата Фаттахова, младшего партнера Юридической компании VINDER, в предложенном проекте Соглашения обращает на себя внимание концепция признания иностранного банкротства.
По существу она представляет усеченную модель ЕС. Суть последней, отметил Марат Фаттахов, состоит в наличии нескольких координируемых производств, одно из которых является основным и действует в отношении всех кредиторов и имущества должника независимо от их нахождения. Действие основного производства в других государствах – членах ЕС может быть ограничено открытием вторичного производства в целях защиты интересов местных кредиторов. При этом судебные акты о банкротстве по основному производству признаются автоматически, а сама процедура в признающем государстве осуществляется в соответствии с lex fori concursus c учетом исключений, предусмотренных lex fori recognition. Следует отметить, что такая модель действует в ЕС благодаря высокой интеграции между его членами. В свою очередь, признание иного иностранного банкротного производства и полномочий иностранного администратора осуществляется его отдельными членами ЕС по модели Типового закона ЮНСИНТРАЛ, предполагающей экзекватурное признание банкротства и оказание содействия со стороны суда. Таким образом, модель ЕС обусловлена степенью интеграции правопорядков, при котором экзекватурное признание явно лишнее, заключил он.
В предложенном проекте вариантов, продолжил Марат Фаттахов, предусмотрено аналогичное экстерриториальное действие lex fori concursus, однако только после его экзекватурного признания. В этом, как видится, и заключается концептуальное противоречие. Экстерриториальное действие иностранного банкротного производства ввиду различий между договаривающимися сторонами в правовом регулировании рассматривается все же как исключение. К слову, именно ввиду различий в банкротном законодательстве государств – стран ЕАЭС в исследовании Центра международных и сравнительно-правовых исследований 2017 г. предлагалась модель основного/вторичного производства с экзекватурным типом по образцу Типового закона ЮНСИТРАЛ.
После признания иностранного производства должен вводится мораторий на совершение индивидуальных действий в отношении должника и его активов в признающем государстве, а иностранный администратор наделяется правом запрашивать содействие от суда в сборе информации, передаче под управление местных активов, признание иных банкротных судебных актов, указал оню.
В связи с этим примечательно, что проектом не только не предусмотрено автоматическое признание иностранного основного производства, но и имеются сомнения в том, стоит ли автоматически распространять его экстерриториальное действие после получения основным производством экзекватурного признания. Поэтому целесообразным было бы заложить менее радикальную модель, у которой шансов на принятие со стороны потенциальных участников международного договора будет больше.